THE MAGICAL GUILT
[вопрос о магической виновности]

«То, что происходит сейчас - есть результат исторической вины и исторической ответственности».

В сегодняшнем обществе, выстроенном на понятиях гуманизма, тема исторической вины поднимается все чаще. Кто виноват? Если забыть на мгновение об истории магии как о частном случае и обратиться к истории мировой, то можно вспоминать целый ряд примеров, когда нация брала ответственность за деяния, совершенные в прошлом. Самый иллюстративный пример - это Германия. Понятие "немецкой вины" (Schuldfrage) появилось сразу же после окончания Второй мировой войны. Проблема преодоления тоталитарного прошлого до сих пор не решена: в немецких школах проводится денационализация образования, а запрет на использование нацистской символики действует уже почти два века. Национальная вина и стыд, внушаемые на государственном уровне, мероприятия, направленные на публичное покаяние, идеи смирения и ответственности привели в конечном счете к трансформации национальной идентичности послевоенной Германии. В школах практически не изучаются национальные гимны, а патриотические мероприятия, направленные на подъем национального самосознания, нередко привлекают лишнее внимание со стороны властей. Разумеется, не все довольны существующим положением вещей. Чем больше историческая дистанция между кризисным событием и современностью, тем сильнее ощущаются протестные движения. Тем не менее, комплекс вины, внушаемый на национальном уровне, подействовал на национальное самосознание Германии разрушительно.

Схожие явления наблюдаются сейчас в современном магическом обществе.

Сейчас уже ни для кого не секрет, по каким причинам рухнул Мост Тысячелетия в 1996 году. Этот эпизод - капля в море той крови, которую пролили так называемые Пожиратели Смерти во время Второй магической войны. Нападения сторонников Волдеморта не ограничивались территорией магической Британии. Число жертв среди мирного населения исчисляется тысячами. Ущерб был нанесен многим семьям маглорожденных, проживающих за пределами магического мира. Политика Волдеморта и его сокрушительное поражение после битвы за Хогвартс привели к схожим процессам в обществе магов, - возникло понятие исторической вины и исторической ответственности чистокровных. В дальнейшем рамки этого феномена распространились на все магическое сообщество.

Понадобились годы работы и взаимных уступок, чтобы реализация отмены статута о магической секретности стала возможной. Первоначально законодательные изменения коснулись исключительно магической части Британии: выплаты семьям, пострадавшим от действий Пожирателей Смерти; дни памяти в честь жертв войны; ограничение прав чистокровных магов и законодательные инициативы, направленные на то, чтобы привести в баланс соотношения сил. Партия защиты прав маглорожденных набирала все больше сторонников. Маги действительно ощущали на себе бремя вины. Оно усугублялось еще и тем фактором, что маглы не имели ни знаний, ни средств защиты. Война велась под их окнами, на их улицах, в их собственном городе, а они даже этого не замечали.

Отмена статута о магической секретности - это утопическая идея о сотрудничестве сторон. Попытка примирить два непохожих мира и снять с себя хотя бы часть вины за собственное существование. К сожалению, можно с уверенностью заявить: волшебники, чья повседневность опиралась на реалии XVII века, оказались не готовы встретиться лицом к лицу с магловской современностью. Первоначальные представления разошлись с реальностью, а маглы оказались приспособленнее и умнее: страх перед магией не бросил их на колени.

Они научились защищаться.

- R.Y., 2022.